Образовательные стандарты и требования
Собственные образовательные программы организации отсутствуют
2. Какие требования содержит ФГОС НОО? Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования к (п.4, ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании»): - структуре основных образовательных программ; - условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; - результатам освоения основных образовательных программ.
3. Какие программы, кроме рабочих программ учебных предметов, должны быть разработаны и реализованы в школе, исходя из требований к структуре основных образовательных программ? Что в себя включает основная образовательная программа начального общего образования школы? Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела (целевой, содержательный и организационный), которые в совокупности включают (п.16 ФГОС НОО): - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - учебный план начального общего образования; - план внеурочной деятельности; - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы; - систему условий реализации основной образовательной программы; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
4. Каким образом предполагается реализовывать основную образовательную программу начального общего образования? Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность (п.16 ФГОС НОО).
5. Что такое внеурочная деятельность? Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательную деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - снизить учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики (п.16 ФГОС НОО). Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение (п.19.3 ФГОС НОО).
6. На что ориентирован новый стандарт? Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые отраженны в «портрете выпускника начальной школы» (п.8 ФГОС НОО): - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
7. Действительно ли федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает оплату преподавания некоторых учебных предметов за счет родителей? Нет, в соответствии с п.3 ст.5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам, в частности, общедоступность и бесплатность начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Вместе с тем, согласно п.1 и п.3 ст.45 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
8. Какова роль родительской общественности в реализации ФГОС НОО? Поскольку основная образовательная программа включает в себя часть, формируемую участниками образовательного процесса (пп.1 п.4 ст.7 Закона Российской Федерации «Об образовании», п.15 ФГОС НОО), а родители (законные представители) обучающихся являются полноправными его участниками (п.44 Типового положения об общеобразовательном учреждении), то родительская общественность имеет право и должна участвовать в проектировании основной образовательной программы и, в частности, определять часть, формируемую участниками образовательного процесса, входящую в учебный план образовательного учреждения.
9. Каковы отличительные особенности ФГОС НОО? Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Если предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС НОО нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, уклад школьной жизни в целом. Именно во ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.Ключевые аспекты федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего (полного) общего образования
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). На сегодняшний день разработаны и утверждены новые стандарты по всем ступеням общего образования. Обязательный переход на ФГОС в пятых классах запланирован на 2015, а в десятых классах – на 2020 год. Однако по мере готовности образовательных учреждений предусмотрена возможность их введения соответственно с 2012 и 2013 года. Именно поэтому вопрос о ключевых характеристиках федеральных стандартов общего образования становится особо актуальным уже сегодня. Что же отличает новые стандарты от старых? Какое направление развития выбрано для системы общего образования? Можем ли мы быть спокойны за уровень и в целом за качество образования подрастающего поколения? Не приведет ли все это к коммерциализации школьного обучения? Эти и другие вопросы, связанные с ФГОС общего образования, требуют своего ответа. Опираясь на опыт прошлых лет, мы обычно ассоциируем образовательные стандарты с содержанием образования: какие понятия, термины, правила, законы и так далее должен знать и уметь использовать обучающийся. И в этом смысле стандарты всегда считались внутренним делом системы образования: определение и корректировка набора изучаемых дидактических единиц – удел специалистов этой системы. Основой же федеральных государственных образовательных стандартов общего образования стала идея общественного договора: в нем должны быть учтены требования как со стороны личности обучающегося, так и с позиции семьи, общества и государства. И эти требования не ограничиваются только содержанием образования. Более того, впервые в стандартах сформулированы требования к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения этих программ, а также к условиям их реализации (кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим и другим). В этом и заключается первая характерная особенность федеральных стандартов. Таким образом, новые стандарты выходят за рамки школы. Сегодня образование – не только и не столько источник определенных знаний и умений, а в первую очередь, фактор роста конкурентоспособности личности, общества и государства в изменяющемся мире. Такая открытость образовательного учреждения предусматривает и распределение социальной ответственности за результаты образования не только между образовательными учреждениями и их учредителями, но и между родителями (законными представителями) обучающихся и обществом в целом. Механизмом, распределяющим эту ответственность, является часть основной образовательной программы (ООП), формируемая участниками образовательного процесса. Это второй ключевой аспект ФГОС общего образования. Впервые федеральными стандартами закреплено, что от 20 до 33 процентов объема ООП должны (а не просто имеют право) устанавливать родители совместно с обучающимися и педагогами. Здесь важно отметить, основная образовательная программа – это не только учебный план той или иной ступени общего образования, но и программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, формирования (развития) универсальных учебных действий и т.д. Следовательно, родители (законные представители) обучающихся должны определять все важнейшие аспекты работы школы, уклад всей школьной жизни. Это и дает нам ответ на вопрос: можем ли мы быть спокойны за уровень и в целом за качество образования подрастающего поколения? Конечно, нет! Потому что оно теперь зависит не только от отдельно взятого педагога, но и от конкретного родителя, от их неравнодушия по отношению к детям, от их совместного сотрудничества. Третьей характерной чертой новых стандартов является возможность развития личности обучающегося не только в рамках урочного пространства, но и во внеурочной деятельности, организуемой по пяти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Предусматриваемый объем внеурочной деятельности – до 10 часов в неделю. Следует особо подчеркнуть, что обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий внеурочной деятельности, организуемой за рамками учебного плана. С точки зрения финансового обеспечения новые стандарты так же обладают существенным отличием от стандартов предыдущего поколения. Сегодня должен финансироваться не только учебный план, объем которого увеличен на всех ступенях на один час, а основная общеобразовательная программа в целом, включая все ее компоненты. Таким образом, федеральные стандарты, реализуя принципы бесплатности и общедоступности общего образования, значительно расширяют его финансирование, как в отношении учебного плана, так и в отношении внеурочной деятельности. В заключении об изменениях, которые коснулись ступеней основного общего и среднего (полного) общего образования: – перечень обязательных предметных областей и учебных предметов пополнился вторым иностранным языком для ступени основного общего образования; – учебный план последней ступени общего образования обязан предусматривать выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов); – экологическая составляющая в виде предмета «Экология» включена в предметную область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ступени среднего (полного) общего образования; – профильное обучение предполагается реализовывать через пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный; – государственная (итоговая) аттестация обучающихся предусматривает введение третьего обязательного экзамена для выпускников школ по иностранному языку.